Использование современных образовательных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ

В настоящее время музыкальные руководители дошкольных организаций интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Основной задачей педагогов в связи с этим – является выбор методов и форм организации работы с детьми с использованием инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с ребенком должен придерживаться положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Под технологией обучения следует подразумевать определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека.

Основной целью музыкального руководителя является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Достижение этой цели возможно путем использования не только стандартных методов музыкального воспитания дошкольников, но и современных, инновационных образовательных технологий.

На сегодняшний момент большое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям:

Музыкально-валеологическое воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей.

Целью музыкально-валеологического воспитания является формирование у дошкольников культуры здоровья, компонентами которой являются: эмоциональный; духовно-нравственный; личностный; интеллектуальный; коммуникативный; физический.

Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:

1.Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. В своей практике я использую систему дыхательной гимнастики, разработанной А. Н. Стрельниковой. Принцип её методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох через рот. Это такие упражнения как «Насос», «Ладошки», «Кошечка», «Обними плечи», «Маятник»

2.Артикуляционная гимнастика

На музыкальных занятиях часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Основные задачи, которые решаются на музыкальных занятиях:

— развитие музыкальной памяти, запоминание текста песен;

— совершенствование дикции;

— развитие чувства ритма.

Применяю артикуляционную гимнастику. Использую артикуляционные упражнения беззвучные и с участием голоса. При отборе упражнений соблюдается определенная последовательность — от простых упражнений к более сложным. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

3.Игровой массаж

Обучение простейшим массажным приемам проводится в игре.

4. Музыкотерапия

Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают.

Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.

Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие. Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограммы леса, пение птиц, пьесы цикла «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена. В своей работе использую тщательно подобранную и составленную фонотеку.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыкой, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Выполнение режимных моментов с использованием музыкотерапии прививают навыки расслабления, развивают нравственно-коммуникативные качества, создают положительный эмоциональный фон.

6.Физкультминутки

Физкультминутки проводятся, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие. Это могут быть забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движениями их содержание.

7. Ритмопластика

На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе. Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех занятия. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Музыка для движения должна быть небольшой по объему, умеренной по темпу, разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями)

Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера – «дождик», ветер качает листики», «зайчик прыгает» и т.д. – для малышей и более сложная по художественному образу, настроению в соответствии с музыкой – для старших).

Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).

8.Логоритмика

Логоритмика основана на связи движения, музыки и слова. Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения.

9.Релаксация

Релаксация необходима и эффективна на музыкальных занятиях, она помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление; подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушая музыку природы: звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя; шелест листвы и ветра, ребенок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается.

Помимо здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях использую такие нестандартные методы воспитания, как

Личностно — ориентированные технологии

1. Коммуникативные игры и танцы.

Музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. Это-синтез музыкис речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребенка.

Наблюдения во время музыкальных занятий показали, что через игровую деятельность ребёнок воспроизводит систему социальных отношений в детском коллективе, что определяют магистральную линию социализации дошкольников.

2.Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).

3. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые).

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Тренировку пальцев рук начинаю с младшего возраста.

4. Речевое музицирование.

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда. К сожалению, в нашем детском саду нет логопеда, и занимаются правильным произношением музыкальный руководитель и воспитатели.

Со своей стороны, обратив внимание на тенденцию увеличения количества плохо говорящих детей, я пришла к выводу, что необходимо включать в свою работу речевое музицирование — ритмичное декламирование текста под музыку, сопровождаемое движениями.

Цель– развитие речевого аппарата ребенка.

5. Ритмодекламации под музыку

.Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламациия рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации. Почему так происходит?

Во-первых, опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

Во-вторых, базой для речевых упражнений, ритмодекламации служит, как правило, детский фольклор, такой близкий и понятный детям: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички и т.д. Также использую стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Елены Благининой и др.

Ритмодекламация – это в первую очередь четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов, музыкального сопровождения.

6. Игры звуками

Одной их самых увлекательных и совер­шенно необходимых для детей форм первич­ного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Автором, разработавшим идею игр звуками как первоначальной формы знаком­ства детей с миром музыки, является австрий­ский композитор Вильгельм Келлер, сподвиж­ник и коллега Карла Орфа.

Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалоб­но мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, виз­жит тормозами машина и поет скрипка. И каж­дый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать.

Даже совсем маленькие дети способны им­провизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама стра­на детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, про­стые рыболовные колокольчики «разговарива­ют» друг с другом о дружбе, а коробочки с кру­пой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья. Стоит только прислушаться — и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дож­дика, в бумажном шелесте — целую сказку, рас­сказанную простым бумажным листком.

Игры звуками — это ничем не ограничен­ный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, ка­ким хочешь, что все тебя принимают и не оце­нивают по принципу «плохо или хорошо» ты что-либо сделал. Игры звуками — это творчество-исследование, которое служит несколь­ким важным педагогическим целям:

изучению звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумаж­ных, деревянных, стеклянных, металли­ческих); детских музыкальных инстру­ментов (орфовских и шумовых, а также голоса и артикуляционного аппарата);приобретению разностороннего опыта звуковых ощущений;исследованию различных способов по­лучения звука и приобретению навыков игры на инструментах;развитию тонкого тембрового, а через него и звуковысотного слуха.

7. Элементарный музыкальный театр или детский мюзикл

Музыкально-театрализованная деятельность осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всем его многообразии, через образы, краски, звуки. Музыкально-театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка.

Сказкотерапия

Задачи: повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса.

Активное включение сказок в занятия с детьми, помогает развивать фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учит малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.

Сказки, применяемые на занятиях:

-дидактические, в форме учебного задания;

— медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают.

Игровые технологии

Игра – основной вид деятельности ребенка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребенка. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Музыкально-дидактические игры – важное средство развития музыкальных способностей дошкольников.

Музыкальная деятельность (пение, слушание, музицирование, движение под музыку и т. д.) проходит в играх

В результате использования игровых технологий в работе дети:

— легче усваивают и запоминают материал занятия;

— получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;

— приобретают специальные знания, умения, навыки.

Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

Технология «Синтез искусств»

    Синтез искусств
    • Музыка
    Театр Изобразительное искусство Литература

    Цель применения технологии – сформировать духовно-нравственный потенциал ребенка через творчество и приобщение к ценностям культуры, дать детям представления о выше сказанных видах искусства, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей.

    Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Важно продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

    При реализации этой технологии:

    — дети узнают жанры искусства. Имеют навыки восприятия произведений различных видов искусства;

    — умеют сравнивать музыку, произведения живописи, поэзии.

    — умеют сравнивать противоположности, называть признаки. Умеют передавать свои чувства в разных вариантах при помощи средств разных видов искусства.

    — умеют выбирать из большего количества музыкальных отрывков программной музыки, различной по характеру, образы и показывать их в пантомиме или танце, могут передать образ в рисунке.

    Информационные коммуникационные технологии

    Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Постепенно использование компьютерных технологий входит и в систему дошкольного образования.

    Использование информационно – коммуникативной технологии на музыкальных занятиях позволяет мне, как педагогу значительно оживить совместные образовательные отношения с детьми, расширяя возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала. Занятия с применением ИКТ активизируют внимание дошкольника, усиливают познавательный интерес к музыке. Занятие становится более содержательным и гармоничным.

    Для развития музыкально-сенсорных способностей используются специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры и задания, в ходе которых ребенок получает возможность упражняться в различении свойств звуков и воспроизведении их доступными ему способами. Они оказывают существенное влияние как на общее развитие ребенка, так и на развитие его эмоциональной сферы и музыкально-сенсорных способностей

    Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально — ритмических движений, музыкально — дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности:

    В разделе «Слушание музыки» используются компьютерные презентации позволяющие обогатить процесс эмоционально – образного познания ребенка, вызывая желание неоднократно слушать музыкальное произведение.

    В разделе «Пение» — певческие навыки усваиваются в процессе разучивания песен (игра со звуками своего голоса, интонациями речи). Показ компьютерной презентации к песне помогает заинтересовать детей.

    В разделе «Музыкально-ритмические упражнения» процесс разучивания танцев с использованием учебных видеороликов становится увлекательным и интересным для ребенка.

    В разделе «Музыкально-дидактические игры» — применение озвученных презентаций («Добрый мастер», «Лесной оркестр», «Чей домик», «Угадай мелодию и настроение», «Яблонька» и т. д.) помогают ребенку сначала узнать задание, а потом проверить правильность выполнения его.

    Использование ИКТ позволяет педагогу ярко и понятно донести до ребенка информацию о разных видах искусства, такие, как театр, балет, опера

    Выводы

    Применение современных образовательных технологий в музыкальном воспитании решают задачу общего развития детей средствами музыки, обогащают внутренний и духовный мир ребенка, развивают эмоциональную отзывчивость, формируют элементарное представление о видах искусства, национальных традициях и праздниках. Применение этих технологий соответствуют ФГОС ДО в воспитательно-образовательном процессе.

    Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формирует гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях, сочиняя музыкальные истории, сказки, воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры-придумки, игры-фантазии. Таким образом, современнее игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

    Использование современных образовательных технологий, несомненно, дали положительный результат. У детей появилось желание заниматься музыкальной деятельностью, причем не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения. Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию(в пределах своего возраста).

    Перечень литературы

    1. Мерзлякова, С. И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» //«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2

    2. Радынова, О. П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с. 3

    3. Радынова О. П. «Дошкольный возраст — задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 — 30

    4. Скопинцева, О. А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О. А. — Волгоград, 2010

    5. Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г. — №1. – с. 10

    6. Тютюнникова, Т. Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с. 4

    7. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика» 2012г. «Музыкальная палитра» Санкт – Петербург.

54
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!